Интернет магазин подарков
из муранского стекла

пн-пт 10:00 - 19:30,

сб-вс выходные дни

тел.: 84959617818
меню >
Товаров:  0 шт.
На сумму:  0 руб.
Минимальный заказ 6000 руб.
Syprocom Softwares

Муранское стекло

     С незапамятных времен остров Мурано известен своим уникальным стекольным искусством. Изготовление неповторимых по своей красоте изделий из дутого стекла, созданных и обработанных мастерами-ремесленниками, прославило маленький остров, лежащий в Венецианской лагуне, на весь мир.

Муранские изделия бесконечны в своем разнообразии: это скульптуры, светильники, бокалы, чаши, кубки и другие предметы для украшения - как классических, так и современных направлений. В основе венецианской традиции лежит виртуозное использование пластичности стекла и возможность его надувать и моделировать со всей возможной фантазией мастера.

В 1291 году в Венеции был издан приказ, согласно которому все печи, работавшие в городе, должны были быть перевезены на остров Мурано. Такая мера безопасности была вызвана участившимися пожарами, а если учесть, что в Венеции того времени большинство построек были деревянными, то любой пожар мог легко охватить весь город. Все местные стеклодувы вместе со своими мастерскими тоже должны были переселиться на остров.

В то же время чтобы защитить ремесло стеклодува, уберечь секреты профессии от распространения, всем стекольных дел мастерам было строжайше запрещено покидать Венецию, а тот, кого обнаруживали за пределами указанного властями местожительства, подвергался жестокому наказанию: его отправляли на каторгу или убивали, а у семьи несчастного отбирали все имущество.

С другой стороны, стеклодувы обладали и немалыми привилегиями. Их труд очень хорошо оплачивался, их имена записывали в «Золотую книгу острова», что давало право им и их детям сочетаться браком со знатными венецианцами, и потомки от таких союзов сохраняли знатное достоинство. Муранские мастера имели свое управление, свой суд и даже чеканили свою монету. Особой привилегией муранских мастеров было право носить два кинжала для защиты от разбойных нападений.

Муранская продукция быстро снискала мировую славу. В XIII-XIV веках знатные дома Европы заказывали в венецианских стекольных мастерских бокалы, который по сей день хранятся в музеях. Венеция переманила к себе самых лучших мастеров стекла мира того времени и была очень ревнива по отношению к ним: каждая попытка покинуть Венецию сурово наказывалась.

Начав с производства стекол для окон, дверей, витражей, несложных стеклянных украшений, к 15 веку благодаря мастерам с высоким техническим и художественным уровнем  Мурано достиг международного признания в изготовлении изделий из дутого стекла. К этому времени на острове работало около трехсот стекольных мастерских, а ремесленников с семьями насчитывалось примерно 25 тысяч.

Искусство стекольного дела достигает своего расцвета в Венеции в конце XV – начале XVI века. В следующие века состав смеси для производства стекла продолжает улучшаться, что дает возможность получать изделия необычайной легкости.

С падением Венецианской республики почти полностью прекращается и муранское стекольное производство, и возрождается только во второй половине XIX века, тогда же стали формироваться школы для будущих мастеров стекла.

 

Как рождаются изделия из стекла

Процесс производства стекла, на уровне ремесленных мастерских, несмотря на прошедшие века, совершенно не изменился. Ничего лучше стеклодувной трубки из железа так и не было придумано, а конечный результат изделия, как и сотни лет назад, зависит прежде всего от мастерства и художественного вкуса стеклодела.

Если отправиться в мастерскую, где рождаются изделия из стекла и понаблюдать за всеми фазами производства (в Мурано мастера-стеклодувы счастливы продемонстрировать публике свое искусство), создается впечатление перемещения на несколько веков назад.

Печь разогревают до 1200 градусов. Затем из печи достают тигель со стекольной массой, из которой мастер набирает железной трубкой определенное количество еще раскаленного материала, обычно это большая капля, так называемый bollo. При такой температуре стекло быстро обрабатывается до тех пор, пока его температура не понизится до 750 градусов: стеклодел дует в трубку и одновременно поворачивает ее, моделируя желаемый объект и помогая себе пинцетом и ножницами, которые ему подает подмастерье. Дальше температура в печи поддерживается на уровне 600 градусов. При такой температуре изделие должно находится не менее суток, иначе резкое охлаждение могло бы привести к разрушению стекла.

 

Чтобы получить цветное стекло, в смесь добавляют небольшое количество оксидов металлов: железо для зеленого, кобальт для голубого, коллоидное золото или медь для красного, олово – для молочного цвета.  

Поскольку почти все стадии производства зависят от импровизации стеклодува и от температуры стекольной массы, каждое изделие всегда остается неповторимым и уникальным, другого абсолютно такого же не существует. 

 

Технологии муранского стекла

Для изготовления муранского стекла используются несколько технологий, определяющих то, как будет выглядеть готовое изделие.

Авантюриновое стекло (all’avventurina) получают, добавляя к стекольной массе медную крошку, которая, кристаллизуясь, придает стеклу красивый «мерцающий» эффект.

Филигранное стекло (a reticello) образуется, когда в бесцветную стеклянную массу вводят цветные стеклянные нити, чаще всего молочного цвета. Нити укладывают в металлическую форму вдоль стенок, вдувают в эту форму комок стекла, к которому эти нити прикрепляются. Затем комок еще раз опускают в жидкое стекло и после этого уже формируют нужное изделие, внутри стенок которого остается сеточка из стеклянных нитей. 

Мозаичное стекло или «millefiori» (тысяча цветов) создают, первоначально спаивая в один цилиндрический прут разноцветные стеклянные нити так, чтобы в поперечном разрезе образовалась фигура (например, цветок, круг или звездочка). Затем этот прут нарезается на тонкие пластинки, которые вплавляются в стеклянную массу. Создается впечатление, что изделие соткано из множества мельчайших фигур.

Кракеллаж или ледяное стекло (a ghiaccio) – эта техника заключается в погружении раскаленного стекла в холодную воду. Термический перепад приводит к появлению многочисленных трещинок на поверхности стекла, а изделие кажется созданным изо льда.

 

Изготовление стекла и по сей день является сложным и трудоёмким процессом, а мастера продолжают многовековые традиции своих предков , передавая по наследству секреты искусства получения Муранского стекла